В начале 80-х годов в Москве, да и во всей
стране, огромной популярностью пользовались КСП (клубы самодеятельной песни).
Мы уходили на слеты в леса подальше от всевидящих "наставников
молодежи". Наши встречи были отмечены высокой моралью и возвышенными
мыслями. С тех пор в КСП многое изменилось, но "старые каэспэшники"
помнят еще те светлые и романтические годы. На одном из слетов, который
проводился в районе станции Конаково Октябрьской железной дороги, наша группа
по жеребьевке осуществляла "обеспечение слета": подготовку места,
строительство сцены, а главное - охрану леса. В понятие "охраны"
входили планировка расположения групп, их костров и, разумеется,
ответственность за то, чтобы лес после нас не был усеян мусором, как после
тривиальных пикничков. С этим у нас было строго. Пролетели два дня
слета. Бесконечной вереницей потянулись уходящие с него люди с рюкзаками. Наша
дежурная группа осталась выполнить свой долг - еще раз (на всякий случай)
залить костровища, засыпать заранее заготовленные мусорные ямы, избавить лес от
полиэтиленовых кульков, а их содержимым распорядиться в соответствии с
правилами: остатки хлеба наколоть на ветки деревьев, соль высыпать на пеньки,
крупу рассыпать под деревь* ями... Разделившись
на несколько команд по
шесть человек, мы двинулись по разным направлениям, обеспечивая
проверку
заранее распределенных секторов. Мне и еще пятерым друзьям достался
участок,
дальней границей которого служило болото. Мы знали эти места как свои
пять
пальцев <- не один день ушел на дослетную оценку места. Болото было
примерно один километр в диаметре, за ним было поле, за полем-
полупустая деревенька. </p> С мешками, наполненными остатками съестных припасов, собранных у
потухших костровищ, мы двигались к болоту, распределяя между обитателями леса
"дары слета". Рядом со мной была моя, верная подруга и ярая походница
- собака. Я как раз накалывала на сучок кусок хлеба, когда раздался лай,
переходящий в визг, и моя пуделиха, вылетев из кустов, в один прыжок оказалась
у меня на груди. Прижавшись ко мне, она рычала, глядя на кусты. Из кустов не
было слышно ни звука, и мне стало не по себе. Первая мысль была:
"Змея!" Нас разделяло расстояние не более 3-4 метров, и визг
собаки привлек общее внимание. Мы не успели обменяться ни словом, потому что в
метре от меня совершенно бесшумно раздвинулись ветки и появилась рыжая морда
оленя. Он спокойно вышел из кустов и, не удостоив ни нас, ни впавшую в истерику
собаку, ни лакомство (хлеб) даже взглядом, прошествовал к болоту и скрылся в
зарослях. Что-то в его облике было нереальное. Все произошло так быстро, что я
даже не успела осмыслить, почему он показался мне пугающе странным.
Кусты зашевелились снова, и из них вышел второй олень. Все повторилось
один к одному, как будто еще раз прокрутили ту же пленку. Только олень на этот
раз был черным. И в третий раз раздвинулись кусты. Почти задевая меня,
прошествовала еще одна копия - теперь уже белая. Желтые глаза оленя были на
уровне моих глаз... И вдруг до меня дошло: у всех троих были бородки, а
рога были не ветвистые, а обычные - как у козы. И только их размеры, место
встречи и неожиданность появления стали причиной того, что я приняла их за
грациозных лесных красавцев. Но и эту мысль я не успела додумать, потому что
кусты раздвинулись в четвертый раз и, в точности повторяя поведение и маршрут
трех коз-оленей, к болоту, не удостоив нас даже взглядом, прошествовал старик в
надвинутом на глаза капелюхе, плаще до земли, с посохом в руках и белой бородой
до пояса. Не могу сказать, сколько времени прошло. Наверное, немного.
Может быть, десять секунд, а может, и несколько минут. Потом кто-то первым
издал какой-то звук, то ли охнул, то ли что-то сказал, но все, не сговариваясь,
бросились к кустам вслед за стариком. За кустами была мягкая предболотная
земля, а на ней следы. И уходили они в болото... Уже потом, обсуждая и
пытаясь анализировать все, что произошло, мы так и не смогли объяснить себе,
зачем нам понадобилось догонять "лесное видение". Но тем не менее мы
это сделали. Первый из нас, кто след в след за козами двинулся к болоту,
уже через несколько шагов провалился в холодную воду. Тогда появилась версия,
что они вошли в воду и двинулись не напрямую, а по периметру озера. Мы
разделились и побежали вправо и влево вдоль берега. Через несколько минут
ландшафт изменился, прибрежные кусты остались позади, и весь наш левый участок
берега стал просматриваться. Там никого не было. Не было и следов, которые вели
бы обратно в лес... Перед нами открылся новый вид - то, что было на
противоположной стороне болота. А там было поле, а за ним лес. Посреди поля
островком росли кусты вокруг старого дуба. И оттуда поднимался дымок от костра.
Обследовать "остров" в поле решили без обсуждений... У костра
сидел мужчина лет пятидесяти, в руках у него была початая бутылка с мутной
жидкостью (видимо, самогон), он был лыс и безбород. А рядом с ним мирно щипали
травку три козы: белая, черная Хл рыжая. Три маленькие заурядные деревенские
коючки. Впрочем, может быть, это были не козочки, а козлы - в дальнейшем наши
мнения сугубо городских жителей на этот счет разделились. Вернулись мы в
обход болота. Нас уже искали, волновались. Мы рассказывали скупо, стараясь что
есть силы строить предложения и представлять события так, чтобы не выглядеть
потенциальными клиентами дурдома. Между нами, участниками этого события,
возникла какая-то неловкость. Всю дорогу в электричке мы молчали или обсуждали
все что угодно, только не это... А когда дней через пять мне позвонил
один из участников нашего приключения и сказал: "Я предлагаю в выходные
продолжить поиски Пана..." - я поняла, что ключевое слово произнесено и не
я одна сошла с ума. Не буду описывать две следующие поездки и все, что
происходило во время наших поисков. Это уже не имеет значения, так как ничего
мы не обнаружили. Скажу только, что за полем в полузаброшенной деревушке слыхом
не слыхивали ни о каких козопасах с тремя козами ~ ни большими, ни
маленькими... Прошло много лет. Но до сих пор меня гнетет мысль, что я
прошла мимо чуда, которое выпадает не каждому, прошла мимо сказки, не сделав
из-за своей косности и страха быть осмеянной единственно верного шага. Ведь по
древним преданиям, Хозяин леса показывается людям только в особых случаях и
выполняет, если к нему обратиться, любое желание... Мы, прагматики
нашего времени, забывшие свои корни, заблудшие в скепсисе и научных теориях, не
умеющие жить в гармонии с природой, разучились верить в сказки. Тем хуже для
нас...
|