Лето - это именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем
обычно таких персонажей славянского фольклора, как лешие, водяные,
русалки и т.д. и т.п. К сожалению, первые серьезные труды по славянской
мифологии относятся ко второй половине XVIII века, когда исследователи
всерьез занялись собиранием и записью устной народной традиции.
Очевидно, к этому времени многое было уже утрачено, и у нас нет
целостной картины славянской мифологии. Некоторые исследователи
считают, что ее никогда и не было. Может быть… Поэтому рассмотрим для
начала обзор сведений о такой популярной фигуре русского фольклора, как
леший. Надеюсь, что вы узнаете для себя что-нибудь новенькое.
Многие исследователи отмечают общность представлений о лешем с
мифологическими образами других народов, например, с сатирами в
античной мифологии. Посмотрим, что удалось записать нашим
исследователям, а потом сами решайте, есть ли у лешего общие черты с
другими персонажами.
Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда
он почитается и как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом
лесу был свой лесовик. Он часто появлялся в сопровождении стада волков,
или перегонял зверей и птиц с места на место. Леший также охранял лес
от охотников, но мог заключать с ними и справедливые договоры на
пользование дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о лешем.
В Рязанской губернии записан такой рассказ:
“К кабатчику ночью пришел мужик в звериной шкуре и с толстой
дубиной. Выпил стакан водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел
множество разного зверья. На его вопрос мужик ответил:
“Это я товарищу в карты проиграл, и теперь иду долг платить”.
А на вопрос, кто же он такой, мужик сказал:
“Я - царь лесной”.
В Вологодской губернии записан аналогичный рассказ, только там леший выпивает ведро водки и гонит стадо волков.
В Калужской области записан рассказ о том, как перед лесным пожаром
леший, трубя в рог, перегонял зверей. И повалили из леса медведи и
волки, лисицы и зайцы, белки, лоси, козы… Всякая лесная живность шла со
своей парой и с другими не смешивалась, а на людей и вовсе никакого
внимания не обращала. А за зверьем и “сам” с кнутом за плечом и с
рожком в руках. А величиною он с большую колокольню будет.
Отличительной чертой лешего является его хохот.
Как же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные
растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую
рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа.
Рост он меняет в зависимости от того, где он находится. В лесу он
вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне - он вровень
с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и
даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей
и заводит путников в непролазную чащу.
Большинство рассказов о лешем сводятся к простому рассказу о встрече
рассказчика с нашим героем. Часто леший принимает облик какого-либо
знакомого рассказчика, его соседа, помещика или, даже, дьякона.
Распространены рассказы о том, как леший под видом старичка
подсаживался на телегу или сани, и тогда никакая сила не могла сдвинуть
их с места.
Избавиться от лешего можно было и именем Господа, и матерной
руганью, и выстрелив в него медной пуговицей, а также рассмешив его.
Рассказы о похищениях лешим в большинстве случаев имеют счастливый
конец. Так, когда леший похитил девок, они жили у него двенадцать дней,
но благодаря помощи сельского колдуна вернулись домой. В другом
рассказе леший в наказание за кражу овцы уводит сына мужика в лес, где
тому приходится жить с “лешовихой”. Или, леший уводит девицу в лес, но
служат в церкви молебен, и девица счастливо возвращается домой. Леший
заводит в лес одного парня, который понравился жене лешего. По ее
совету он ничего не ест в доме у лешего и благодаря этому возвращается.
А одну пропавшую девушку обнаружили через некоторое время сидящей на
сосне и беременной.
В рассказах о договорах с лешим часто встречается сюжет о том, как
он пасет за пастуха его стадо и предсказывает погоду на год вперед. В
этих рассказах леший уже ближе к людям. Он сидит с пастухами или
охотниками у костра, ест с ними кашу и выпивает, с ним можно
договориться, задобрить, от него можно откупиться.
К концу девятнадцатого века ужас в рассказах о лешем сменяется
доброй насмешкой. Леший постепенно очеловечивается. В результате такого
смягчения образа лешего меняется и его внешний облик. К началу XX века
относится такая запись о лешем:
“Леший живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта кожами. Леший
всегда ходит в оболочке: в желтом зипуне, опоясан, в красной шапке,
молодой, без бороды. Это скорее человек: живет лешней, ходит с собакой,
женат, имеет детей”.
Леший был очень популярен в русском фольклоре и стал героем многих
русских народных и авторских сказок. Но эту тему я рассматривать не
буду. Отвечу напоследок лишь на вопрос, как можно вызвать лешего? Надо
в великий четверг ночью сесть в лесу на старую березу и громко три раза
крикнуть:
“Царь лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!”
Тогда он явится и скажет “все тайное и будущее”.
|