Этот заголовок я позаимствовал из книги Гарри Прайса, самого
бесстрашного из британских парапсихологов последних десятилетий.
Титулом «беспокойнейшего» он удостоил Борли-Ректори, дом в Эссексе,
возведённый в 1853 году (якобы, на руинах средневекового монастыря)
преподобным Генри Д.Э.Буллем.
Книга, вышедшая под таким названием в 1940 году, а также следующая,
«Конец Борли-Ректори» (1946), стали бестселлерами. Гарри Прайс умер в
1948 году. Ещё семь лет спустя трое других исследователей – Тревор
М.Холл из Британского Общества психических исследований, Эрик
Дж.Дингуолл и Кэтлин М.Голдни (двое последних – друзья и коллеги
Прайса) опубликовали книгу «Призраки в Борли: критический анализ
имеющихся фактов», в которой попытались развенчать тайну
«беспокойнейшего» британского дома и обвинить Прайса в мистификации,
утверждая, будто бы он умышленно искажал все относившиеся к делу факты.
Скандал, разразившийся вокруг этого совершенно надуманного
«разоблачения», оказался беспрецедентным в истории психической науки.
Г-н Дингуолл, один из руководителей Лондонского О.П.И., нанёс много
вреда «психическим” исследованиям. О его деятельности писал ещё
А.Конан-Дойль. Из-за Дингуолла писатель прекратил своё членство в
О.П.И. и других призывал к тому же. Подробнее см. об этом в «Записках о
Спиритизме» (а также в нашем «Приложении») письмо под заглавием
«Отречение от Общества психических исследований». (Й.Р.)
Между тем, призраки Борли-Ректори – феномен стародавний; странности
в доме начались задолго до того, как там в 1929 году впервые появился
Прайс. К систематическим наблюдениям он, кстати, приступил лишь 9 лет
спустя, когда снял здесь комнату на год и попытался найти себе
объективных помощников с помощью объявления в «New York Times Magazine».
В течение следующих 14 месяцев в Борли-Ректори было зафиксировано
около двух тысяч паранормальных явлений разного рода: необъяснимые
голоса, звуки шагов, звон колокольчика, клацание дверных замков,
появление письменных посланий на стенах, превращение вина в чернила,
полёты предметов, появление трещин в оконных рамах, огненные всполохи в
окнах. Самыми жуткими персонажами этого театра ужаса была постоянно
расхаживавшая по поместью призрачная монахиня, которая в своих
письменных посланиях молила живых об упокойной мессе, а также
обезглавленный возница, разъезжавший в своей призрачной карете. Обе
фигуры достаточно наглядно иллюстрировали издавна ходившую в этих краях
легенду о монахе и юной монашке, сбежавших из Борли в карете. Когда
беглецов поймали, мужчину обезглавили, а женщину живьём замуровали в
стене монастыря.
Если верить Гарри Прайсу, поселившиеся в доме наблюдатели не ощущали
со стороны привидений сколько-нибудь враждебного к себе отношения.
Живший тут трёхлетний ребёнок придерживался иного мнения. На вопрос,
кто поставил ему синяк под глазом, мальчик ответил: «Это меня страшила
какой-то стукнул. Он стоял в комнате у занавески».
Собаки также относились к безголовому призраку без особых симпатий.
Однажды капитан Грегсон, последний владелец Борли (это при нём призрак
монашки спалил-таки дом, исполнив таким образом многочисленные угрозы,
передававшиеся с помощью планшетки) поздно вечером вошёл во двор со
своим чёрным спаниэлем. Вот что затем произошло:
«В дальнем конце двора послышались отчётливые шаги, – рассказывает
он. – Затем кто-то прошёл по деревянной крышке люка, который ведёт в
подвал. Я остановился. Внезапно собака словно сошла с ума. Она
завизжала, вырвала из рук поводок и с визгом умчалась прочь. С тех пор
я её больше не видел».
Капитан Грегсон купил себе такого же чёрного спаниэля. Тот без
промедления последовал примеру предшественника: взвыл, завизжал,
умчался куда-то стрелой и больше в окрестностях не появлялся.
Воздержусь от самоцитирования; желающие могут обратиться к моей
статье, опубликованной журналом «Tomorrow» (зимний выпуск 1956 года),
где я выразил против этого, с позволения сказать, «разоблачения»
возмущённый протест.
Поверьте, за Гарри Прайса я вступился вовсе не потому, что питал к
нему какие-то личные симпатиии. Мы не были друзьями – впрочем, врагами
тоже. Прайс мало кому нравился: это был человек крайне честолюбивый,
эгоистичный, ревнивый к славе и к конкурентам. Но по меньшей мере в
одном достоинстве ему не откажешь: это был честный исследователь, всю
свою жизнь посвятивший разоблачению разного рода мошенников и
проходимцев. Нетерпимость к обману была, пожалуй, наиболее яркой чертой
его весьма своеобразного характера. Прайс (автор знаменитой «Terrum Of
Spiritualism») проявил немалое мужество, когда в своей второй
публикации о Борли-Ректори заявил следующее:
«Шесть лет назад я пришёл к выводу, что объяснить происходящее здесь
можно лишь исходя из теории посмертного существования индивидуума;
сегодня без колебаний могу заявить, что за это время лишь утвердился в
своём мнении. Более того, утверждаю, что феномен Борли-Ректори
подтверждает концепцию «жизни после смерти” куда убедительнее, чем
любое паранормальное проявление того же рода, когда-либо встречавшееся
мне на пути».
Итак, Гарри Прайс высказался в поддержку спиритов: за этот грех его
теперь и пытаются смешать с грязью. Что касается меня, то могу оспорить
лишь одно утверждение Прайса – а именно, что Борли-Ректори – самый
«неспокойный» из домов Британии. Этот отъявленный эгоцентрист просто
умер бы от смущения, если бы узнал, что дело, им расследуемое – не
«самое-самое» во всех отношениях. Самый густонаселённый привидениями
дом страны (о чём Гарри Прайс не мог не знать хотя бы из уже
опубликованных к тому времени книг и статей) – всё же Баллехин-Хаус в
графстве Пертшир, на протяжении многих веков состоявший во владении
семейства шотландских баронов. С любезного согласия лорда Бьюта дом был
сначала сдан Обществу психических исследований в аренду, а затем
перешёл в полное владение этой организации. Мисс Гудрих-Фриэр, очень
известная и способная исследовательница, провела здесь 92 дня,
ежедневно записывая свои наблюдения.
Происходившие тут события носили религиозный оттенок, но по
странности значительно превосходили всё, что имело место в
Борли-Ректори.
Последним владельцем дома по мужской линии был майор С., человек
весьма эксцентричный. Он участвовал в индийской кампании, сохранил
самые тёплые воспоминания о тех днях, а главное, верил в то, что души
мёртвых могут возвращаться в наш мир, вселяясь как в людей, так и в
животных. Майор С. не раз намекал на то, что после собственной кончины
непременно вселится в тело своего любимого чёрного спаниэля.
После смерти майора члены его семьи, должно быть, дабы затруднить
осуществление этого плана, приказали перестрелять всех собак в доме. С
тех пор в окрестностях его постоянно носятся стаи призрачных псов.
Чёрного спаниэля встречали несколько очевидцев; не раз появлялись на
территории поместья и другие его покойные собратья. Вот фрагмент
дневниковых записей мисс Гудрих-Фриэр:
«Около десяти часов утра я сидела в библиотеке и писала что-то,
находясь спиной к окну. В комнате со мной была миссис Уокер. Она
обратилась ко мне пару раз с каким-то вопросом, но я не ответила ей,
поскольку была слишком занята. Вдруг кто-то подтолкнул мой стул. Я
решила, что это пёс: внизу, однако, никого не было. Я продолжала работу
и через несколько минут почувствовала толчок настолько решительный, что
я чуть не упала со стула. Решив, что это миссис Уокер, не дождавшись
ответа, решила напомнить о себе таким образом, я обернулась и
вскрикнула от изумления: комната была пуста! Миссис Уокер через секунду
вошла, и тут же увидела собаку, которая сидела на коврике перед камином
и очень внимательно глядела в ту самую точку рядом со стулом, где
ожидала увидеть её я».
Четыре дня спустя:
«Сегодня после захода солнца мы с миссис Мур снова слышали шум – в
основном, какие-то лёгкие шаркающие шаги. Затем раздалось царапанье. Мы
решили, что это наша собака, но обнаружили её мирно спящей на привычном
коврике».
Ещё две недели спустя мисс Гудрих-Фриэр увидела в комнате миссис Мур
чёрного пса, которого приняла поначалу за своего шпица. Она как раз
устанавливала фотокамеру и замерла, опасаясь, что животное сдвинет
стол. В ту же секунду появилась вторая собака: на этот раз это был её
Спукс. Прижав ушки, он направлялся к чёрному гостю.
«Куда это наш Спукс так помчался? – удивилась другая женщина,
находившаяся в комнате. Мисс Фриэр увидела затем, как Спукс спешно
ретировался, помахивая хвостом. Призрачная собака была покрупнее живой,
хотя не исключено, что это тоже был спаниэль».
Появлялись здесь и «человекоподобные» привидения. Дважды
оказывалось, что это образы ныне живущих людей, которые в тот момент,
очевидно, спали. Одним из них был священник (во всех отчётах он
фигурирует под именем «отец Х.»), переживший в доме мучительные
мгновения и потому, наверное, всеми мыслями всё ещё находившийся здесь.
Именно он, кстати, и обратил впервые внимание лорда Бьюта на странности
Баллехин-Хауса.
Священник решил, что покойный майор С. пытается таким образом
привлечь к себе внимание живущих и убедить их в том, что душа его
жаждет успокоения при посредстве святой молитвы. Находясь у себя в
комнате, он слышал удары, напоминавшие, скорее, взрывы, и ещё какие-то
глухие стуки, как если бы большая собака всем телом бросалась на дверь.
Окропив помещение святой водой, отец Х. произнёс «Visita Qu?sumus» –
молитву, призывающую небо защитить дом и его обитателей от козней врага
рода человеческого. В ту ночь, засыпая, святой отец явственно увидел на
стене бурое деревянное распятие высотой около полуметра.
Известный астроном сэр Уильям Хиггинс тщательно расспросил отца Х. и
убедился в том, что тот не стал жертвой болезненных галлюцинаций. То же
распятие позже увидел другой священник, отец К. Стоя у камина, он
испытал вдруг сильнейший озноб. В постели дрожь усилилась. «Случайно
подняв взгляд, – рассказывал он в письме лорду Бьюту, – на стене над
самой кроватью я увидел деревянное распятие из бурой древесины. Стена
комнаты была совершенно пуста, там не было ни картин, ни чего-либо, что
могло бы явиться причиной оптического обмана, допустим, в силу
особенностей освещения. Озноб прекратился: не то, чтобы мгновенно, но
очень скоро. Я словно ощутил вдруг какую-то поддержку извне».
«4 марта у мистера Поулса начался внезапный озноб, – пишет мисс
Гудрих-Фриэр. – Он сумел лишь выдавить из себя какие-то жалобные звуки.
Взглянув в его сторону, я увидела руку, державшую бурое распятие, на
вид выточенное из дерева. Некто стоял у подножия кровати, оставаясь
невидимым. Мистер Поулс тут же сказал: «Мне лучше!» – или что-то в этом
роде».
В Баллехин-Хаусе нередко слышалось бормотание, напоминавшее тихое
молитвенное чтение. Согласно легенде во времена Реформации здесь был
убит священнослужитель. Раздавались и другие голоса: невидимые люди то
беседовали едва слышно, то принимались вдруг яростно спорить. Слов
разобрать было невозможно, но многоголосица прослушивалась отчётливо.
Когда-то маленький флигель на территории поместья служил летним
приютом монахинь. Возможно, именно этим объясняется частое появление
здесь призрака монашки.
«На снежном фоне я увидела едва заметную фигурку, – пишет мисс
Гудрих-Фриэр. – Некоторое время женщина продвигалась по узкому ущелью
вверх, затем остановилась, обернулась и посмотрела прямо на меня. Лицо
её казалось бледным, руки были скрыты в складках монашеского одеяния.
Затем она вновь двинулась по склону – мне показалось,
противоестественно быстро. У дерева фигура исчезла – может быть,
потому, что дальше не было снега, который бы оттенял её контур. У
ручья, снова на снежном фоне, она на мгновение появилась, но тут же
исчезла вновь».
Призрак монашки являлся не всем. Но одному из участников
исследовательской команды удалось сделать набросок её портрета в фас и
профиль. Призрак назвали «Изабель» – просто чтобы отличать от «Марго»,
другой женщины-привидения. Этих двух не только видели вместе, но и
слышали: оне о чём-то спорили тихими голосами. Однажды в ходе сеанса
«столоверчения» мистер Поулс и мисс Фриэр получили любопытное
приглашение явиться в рощицу у ручья после половины седьмого вечера –
монахиня пообещала там прикоснуться к плечу мужчины.
«С того места на западном берегу, где я стояла, трудно было
отчётливо разглядеть фигуру, – пишет мисс Гудрих-Фриэр, – но она
подошла к священнику очень близко. Из кармана у неё выглядывал кончик
белого носового платка. Я видела, как её рука потянулась к плечу
мистера Поулса, но не могу с полной уверенностью утверждать, что
контакт состоялся».
Послали за мисс Лэнгтон, не объяснив ей, зачем.
«Я снова остановился под молодым деревцем, – продолжает священник. –
На этот раз дрожь обуяла меня почти сразу же. По словам мисс Лэнгтон,
спустя полминуты чуть левее от меня возникла фигура. Она, вроде бы,
подняла руку и снова прикоснулась ко мне. Я ничего не почувствовал,
кроме продолжавшегося озноба, – так, похоже, организм реагировал на
каждое появление фантома».
Куда больше, нежели разгуливающие привидения, досаждал исследователю
загадочный комнатный шум. Тут было всё: стуки, хлопки, треск, взрывы,
лязганье, стоны, шаги и крики (не только человеческие, но и звериные).
Этот бедлам не прекращался ни днём, ни ночью. Приведу в заключение
краткое описание лишь одного жуткого происшествия.
«После ужина мы втроём расселись за картами у камина. Вдруг кто-то
из нас воскликнул: «Слышите? Шаги!» Да, комнату – вдоль стены со
стороны сейфа – явно обходил невидимый мужчина. Шаги раздались совсем
рядом, но мы никого не увидели».
Призрак этот, кроме того, имел пренеприятнейшую привычку сдёргивать
со спящих одеяла и поднимать в воздух кровати, однако встречи с
представителями высших научных кругов явно приводили его в смущение.
Сэр Оливер Лодж, посетивший дом, сообщил лорду Бьюту следующее:
«Мне так и не удалось услышать ничего громкого – так, постукивание в
стене, чей-то храп, глухой вой – и всё». Маститый физик не нашёл причин
оставаться в доме для дальнейших исследований.
Лорд Бьют дважды читал заупокойную молитву в разных участках
особняка. Несколько раз он буквально терял дар речи, явственно ощущая
чьё-то «злое влияние».
«Атмосфера в доме изменилась. Ничего подобного ранее не наблюдалось,
– писала мисс Гудрих-Фриэр. – Во время первого визита мы ощущали, в
основном, изумление, меланхолию и подавленность; сейчас все независимо
друг от друга сошлись на том, что в доме таится какое-то ужасное зло.
Спукс сразу это почувствовал: никогда прежде наша собачка не
обнаруживала признаков такого ужаса, как теперь.
Измождённые лица гостей являют собой за завтраком печальное зрелище».
Исследователи попросили, чтобы им разрешили остаться ещё, в надежде
провести исследование сейсмическими методами. Но владелец,
обеспокоенный падением репутации Баллехина, ответил отказом. С ещё
большим недовольством семья восприняла выход книги Гудрих-Фриэр
«Призраки Баллехина». Несколько лет назад я направил обитателям
особняка письмо, в котором спрашивал, продолжаются ли у них прежние
странности, но получил очень краткий и совершенно невразумительный
ответ.
Важно отметить, что феномен Баллехин-Хауса отличался явной
«одушевлённостью»: призраки вели себя здесь далеко не автоматически,
как это часто бывает. Похоже, наблюдатели в данном случае действительно
столкнулись с явлением спиритического толка. Вызывая у гостей озноб,
призраки дома явно отнимали у них энергию жизни – в полном
соответствии, надо сказать, с нормами своего поведения на земле.
|