Пересекая Атлантику, бывшие свободные охотники и земледельцы
становились рабами, обязанными работать от зари до зари. Постепенно
свобода у них начала ассоциироваться с возможностью предаваться простым
развлечениям — песням и танцами, а то и просто безделью. А самым
страшным для них было остаться рабом и после смерти. Видимо, так и
появился образ зомби: лишенный воли «живой труп», биоробот, молча и
покорно выполняющий приказания своего хозяина. Вот во что, по
верованиям негров-рабов, могли превратить людей жрецы Вуду — которых
они наделяли таким же могуществом, каким обладали колдуны на их
прародине Африки. Таким образом, гаитянские зомби — это не страшные, а
глубоко несчастные, трагические мифологические персонажи. Они страшны
лишь как предостережение живым.
Но о самом Вуду сложено ещё больше вздорных и суеверных легенд, чем
о зомби. А вообще под Вуду европейцы подразумевают ряд культов,
распространенных от Луизианы до Бразилии — имеющих много общего, но не
тождественных друг другу. И только в Гаити культ Вуду развился до такой
степени, что стал национальной религией и визитной карточкой страны.
Верно и обратное: влиятельных гаитянских лидеров и правителей местное
население считает могущественными жрецами Вуду. По легендам, таким был
вождь восстания гаитянских рабов и первый правитель независимого Гаити
Туссен-Лувертюр (François-Dominique Toussaint Louverture, 1743–1803,
якобы имевший под началом целую армию зомби. Видимо, в глазах местного
населения по-другому и быть не могло.
Такими же качествами наделили печально знаменитых диктаторов Гаити
Франсуа Дювалье (François Duvalier, 1907–1971) и его сына Жан-Клода
Дювалье (Jean-Claude Duvalier, 1951–1997), правивших страной с 1957 по
1986 год. Местное население верило слухам, что агенты тайной полиции
(тонтон-макуты), на которых опирался жестокий режим, были жрецами Вуду,
превращавшими арестованных недовольных гаитян в зомби — и отправлявшими
их работать на плантации. Не исключено, что слухи эти специально
распускались тайной полицией для укрепления режима Дювалье.
Распространению этих слухов способствовали книги американского
этноботаника и антрополога Уэйда Дэвиса (Edmund Wade Davis), якобы
сумевшего проникнуть в тайну зомби. По одной из его книг был снят
художественный фильм «Змея и радуга» (The Serpent and the Rainbow),
после чего по всему миру разнеслись сенсационные слухи: «порошок зомби»
— это всего лишь смесь сильнодействующих токсинов, вызывающих состояние
летаргической смерти и приводящих к необратимым нарушениям деятельности
мозга.
Складывая в такую куклу обрезки ногтей или волосы выбранной жертвы,
бокор может подчинить себе волю человека или даже умертвить его,
превратив в зомби. Неизвестно, в какой мере опирался Дэвис на
собственные наблюдения, а в какой на рассказы местных жрецов Вуду,
охочих до розыгрышей и мистификаций. Только сами гаитяне верят, что для
превращения человека в зомби не нужно никакого порошка. Для этого
«черный колдун» (бокор) должен действовать старым дедовским способом,
известным ещё его африканским предкам: похищать душу спящего человека в
специальную магическую бутылочку, пользуясь своей магической силой.
Лишенное души тело, согласно поверьям, формально умирает, но не
разлагается, а становится чем-то наподобие африканского «ниюмба» —
безвольной куклой, которой управляет бокор.
Такой способ более понятен малограмотному и суеверному населению
Гаити — однако совершенно не годился для просвещенного человечества.
Которое, несмотря на свою просвещенность, глубоко уверовало в
существование зомби — хотя так ни разу и не увидело ни одного из них. В
качестве таковых пытались представить гаитян Натагетту Джозеф и
Клавдиуса Нарцисса — двух скорбных умом и рассудком людей, которые
якобы в свое время умерли и были похоронены, а через несколько лет
найдены живыми. Но в том-то и дело, что оба они были совершенно живы,
хоть и нездоровы, и мало похожи на покойников. А людей с такими
заболеваниями предостаточно и в странах, где ни о каких зомби и не
слыхивали — достаточно заглянуть в их местные психиатрические больницы.
|