В 1964 г., когда английская домохозяйка Розмари Браун что-то играла
на фортепиано, она вдруг почувствовала, что какая-то невидимая сила
сковала ее пальцы. Она увидела призрак Ференца Листа, который велел ей
приготовить нотную бумагу и ждать дальнейших указаний. Вскоре, несмотря
на довольно ограниченное музыкальное образование, она стала записывать
музыку под диктовку не только Листа, но и Шумана, Рахманинова,
Бетховена, Шуберта, Брамса, Шопена, Баха и Грига. Игорь Стравинский, по
ее словам, тоже продиктовал короткий отрывок спустя 14 месяцев после
смерти в 1971 г.
Впервые о музыке г-жи Браун стало известно в 1966 г., когда она
сыграла на собрании спиритического кружка. Ее скромность и очевидная
искренность произвели впечатление даже на скептиков. А композиции
напоминали музыку великих мастеров. «Такую музыку можно подделывать
только после многолетней учебы», — заявил английский композитор Ричард
Родни Беннет. С этим были согласны и другие музыканты. Талантливый
скрипач Иегуди Менухин сказал: «Каждая пьеса точно отвечает стилю
соответствующего композитора». Но и сторонники, и противники «феномена
Браун» сходятся во мнении, что ее музыка даже не приближается к
шедеврам этих композиторов.
Наиболее суровые критики считали Розмари Браун шарлатанкой,
напоминая, что такие пианисты, как Либерас и Виктор Борж, нередко
аранжировали современную музыку в стиле великих мастеров. Другие
задавались вопросом, не рождается ли эта музыка в ее подсознании? Как
сказал парапсихолог и музыкант классической школы Д. Скотт Рого:
«Психологическая наука весьма мало знает о наших творческих
способностях, о природе творчества и роли в нем бессознательного,
поэтому проследить подлинные истоки вдохновения, по существу,
невозможно».
Анализируя ее композиции, музыковед Джеффри Гиббс усомнился в их
происхождении от великих маэстро «по техническим причинам». В одном
случае он обнаружил «листовский» фрагмент в малоизвестной пьесе Шопена
— возможно, это было неосознанное заимствование.
|