Когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%?
Есть такой миф или, если угодно, шутка. Будто бы мы используем всего
10% возможностей нашего мозга. И вот американские учёные действительно
обнаружили, что примерно 80% наших “мозговых мощностей” решает задачи,
абсолютно нам неизвестные.
Любопытно, что эта тайная подсознательная деятельность (возможно, это
переработка наших мыслей и опыта) не происходит в самых “молодых
мозгах”.
“Мы обнаружили нервную деятельность, которая по-настоящему удивила
нас”, — признаётся Майкл Вилики (Michael Weliky), адъюнкт-профессор из
университета Рочестера (University of Rochester), который желая
выяснить, как нейроны “расшифровывают” наш мир, и как формируется наше
восприятие действительности, вместе со своими коллегами провёл
эксперименты на 12 хорьках.
Проходили эти опыты так. Учёные внедрили в область коры головного
мозга, которая обрабатывает визуальную информацию, электроды и
контролировали активность мозга животных в ходе просмотра клипов из
первой “Матрицы”, телевизионных помех, а также в то время, когда хорьки
сидели в кладовке – в полной темноте.
В опытах участвовали три группы хорьков: детёныши, только-только
открывшие глаза (это происходит спустя 30 дней после рождения), молодые
самцы и взрослые животные.
Новорождённые хорьки в ответ на визуальные раздражители не
продемонстрировали почти никаких “мозговых образцов”, связанных с
увиденным. Судя по всему, с задачей это увиденное правильно осмыслить,
молодой мозг в полной мере справиться не может — чего-то не хватает.
Учёные говорят, что это напоминает дислексию.
Вторая группа особых сюрпризов не преподнесла. Какая-то деятельность в
мозгах животных постарше зафиксирована была, но различий между сидением
в темноте и просмотром “Матрицы” заметить так и не удалось.
Однако когда кино или помехи смотрели взрослые хорьки, активность
деятельности их мозга увеличилась на 20% и “отразила” изображения,
которые они видели.
Более того, старшее поколение хорьков ещё раз удивило профессора.
Поместив животных в тёмную комнату, Вилики ожидал, что их визуальные
нейроны испытают недостаток деятельности, связанной с “визуальной
действительностью”.
Невропатологам давно известно, что даже в темноте в мозге происходит
некая деятельность, но образцы этой деятельности никогда не
исследовались.
Так вот, никаких образцов, коррелированных с визуальной
действительностью, эти хорьки не показали, но 80% коры мозга хорьков
всё равно “жужжали”, как будто занимаются обработкой визуальной
информации.
Вилики объясняет это так: когда мы растём, наши мозги учатся
идентифицировать внешние изображения в соответствии с нашим внутренним
пониманием мира. В то время как молодой хорёк (или ребёнок) может
заметить помехи или кинофильм, он не способен отличить одно от другого.
“Это означает, что мозги взрослых, даже когда им обрабатывать, казалось
бы, вообще нечего, продолжают что-то обрабатывать в огромных
количествах, и занимаются этим те самые 80% — говорит учёный.
— Мы думаем, что когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка
уже достигает 80%, а когда вы открываете их, получаете недостающие 20%
и достигаете 100%. Большой вопрос здесь — чем занимается
“бездельничающий” мозг? Очевидно, он делает что-то важное”.
Взрослые же имеют “историю видения”, поэтому они интерпретируют внешний мир на 80% за счёт внутренней работы мозга.
Глаз собирает изображения, мозг их обрабатывает, но 80% деятельности
могут работать с представлением о мире, уже имеющимся в мозге.
Группа Вилики планирует продолжить эксперименты с хорьками —
исследователи собираются лишить группу молодых и взрослых животных
внешнего возбуждения.
18 часов в сутки они будут находиться в темноте, а 6 часов смотреть на телевизионные помехи.
“Если мы сможем узнать, что происходит в их мозгах при отсутствии
нормальной окружающей среды, то, возможно, найдём ответ на вопрос, как
нормальный организм развивает восприятие и интерпретацию”, — объяснил
учёный.
Что же касается “Матрицы”, то хорьки, похоже, уже имеют своё мнение об
этой трилогии. “Мы пробовали показать им фрагменты из второй и третьей
частей, — смеётся Вилики, — но хорьки отказались смотреть”.
Шутки шутками, но по большому счёту, во всей этой истории мало что
понятно. Хорошо бы, чтоб 80% возможностей нашего мозга включились и
осмыслили, чем они там всё-таки занимаются.
Мозг слепых умеет “видеть” звуки
Первый раз с феноменом острейшего слуха у слепого человека я
столкнулся в детстве, читая увлекательную книжку Роберта Льюиса
Стивенсона “Остров сокровищ”. “Ничего, Билли, сиди, где сидишь, –
сказал нищий. – Я не могу тебя видеть, но я слышу, как дрожат твои
пальцы”, – фраза слепца Пью в самом начале романа. Собственно, факт
общеизвестный: слепые как компенсацию за отсутствие зрения получают
(вырабатывают в себе) поразительный слух.
А вот каким образом они его получают (вырабатывают) – на этот вопрос
попытались ответить ученые из канадского университета Монреаля. Они
утверждают, что у слепого человека зрительные зоны головного мозга –
очевидно за отсутствием работы по прямому назначению – начинают
участвовать в определении источника звука, сообщает Nature. А журнал
Public Library of Science Biology добавляет, что полученные
исследователями результаты впервые обнаружили связь между повышенным
слухом у слепых и увеличением активности у них зрительной коры мозга.
Собственно, дальше идет рассказ о самих экспериментах. Участие в них
приняли 19 добровольцев, из которых 12 человек были слепыми от рождения
либо потеряли зрение в самом раннем детстве. Ученые усадили испытуемых
перед рядом из 16-ти звуковых колонок, которые воспроизводили звуки
длительностью в считанные доли секунды. Задание было сверхсложное:
добровольцам необходимо было определить, из какой именно колонки
доносился каждый звук. При этом исследователи включали по одной колонке
в совершенно произвольном порядке.
Надо ли говорить, что ни одному из зрячих такое задание оказалось не
под силу? Зато пятеро слепых сумели определить источник звука с
точностью до 15 градусов. И даже после того, как этим пятерым заткнули
по одному уху, они продолжали довольно точно указывать направление на
звук.
Дальше – дело современной техники: с помощью позитронной томографии
ученые определили, что выполнение этого задания у пятерых участников
эксперимента сопровождалось повышенной активностью зрительной зоны
головного мозга. У прочих участников, не справившихся с заданием, такой
картины, понятное дело, не наблюдалось.
Нейрофизиолог Франко Лепор, один из руководителей эксперимента,
утверждает, что это исследование как нельзя лучше проиллюстрировало
пластичность человеческого мозга. Мозг слепых от рождения (ослепших в
раннем детстве) претерпевает реорганизацию, после которой эти люди
могут максимально использовать звук в качестве ориентира в окружающей
среде, что и позволяет им приспособиться к жизни без зрения.
…”Пью и правда был вроде бешеного. Последние возражения разбойников
окончательно разъярили его. В припадке неистовой злобы он поднял свою
клюку и, бросившись вслепую на товарищей, принялся награждать их
ударами”. Как теперь выясняется, этот слепой разбойник не был феноменом.
У слепого от рождения художника обнаружено “ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ”
Научные тесты выявили “внутреннее зрение” в мозге незрячего
художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже
света, но с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и
пейзажи, которых он никогда не видел, сообщает британский журнал New
Scientist.
Сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе
рисования “включается” зрительная область коры головного мозга почти в
такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может
представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его
видел. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести
годы спустя.
Тестирование Армагана проводились в США, уточняет New Scientist.
Феноменальный художник пишет картины пальцами рук, накладывая на холст
краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, идут в ход
другие цвета, что создало уникальную художественную технику. Сначала
Армаган делает набросок. Он проводит по поверхности холста клинышком,
оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает
пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.
Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем
простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру,
Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него
должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он
запомнил, что небо должно быть голубым, море - синим, а трава - зеленой.
Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не
мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть
лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными
красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро
засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам, Армаган прославился не
только в Турции, но и получил известность за рубежом.
Левши и правши видят мир по-разном
Людей давно интересует тот факт, почему некоторые представители homo
sapiens все делают правой рукой, а другие левой. Британские психологи
из Бирмингемского университета сделали еще один шаг к раскрытию этого
феномена. Оказывается, даже окружающий мир левши и правши видят
по-разному.
Английские ученые установили, что левши для того, чтобы распознать и
проанализировать визуальные образы, используют противоположное
полушарие мозга, нежели правши. Ранее уже было доказано, что у левшей
центры распознавания языка и, возможно, ориентирования в пространстве,
также расположены в отличном от правшей полушарии.
В ходе исследования выяснилось, что если у правшей при оценке образа в
целом активизируется правое полушарие мозга, а при рассматривании
деталей – левое, то у левшей все происходит с точностью до наоборот. Во
время эксперимента ученые использовали технику межчерепной магнитной
стимуляции, под воздействием которой на время нарушается работа
головного мозга. Во время этой процедуры испытуемым предлагалось
рассматривать картинки. Когда психологи воздействовали на левое
полушарие правшей, то им было тяжело сконцентрироваться на деталях.
Аналогичный эффект возникал, когда стимулировали правое полушарие у
левшей.
По словам ученых, у левшей и правшей наблюдается полная симметрия.
Исследователи также полагают, что даже одинаковая травма мозга может
иметь для них различные последствия.
В то же время некоторые ученые сомневаются в выводах, которые сделали
их коллеги из Бирмингема. Например, психолог Стивен Уильямс уверен, что
различия не могут быть настолько явными. В качестве примера он приводит
исследование, которое показало, что у правшей центр распознавания языка
находится в правом полушарии, а у левшей – наоборот. Однако в
дальнейшем выяснилось, что у 70% людей, которые лучше владеют левой
рукой, этот центр также находится в левом полушарии, как у правшей.
Остальные 30% использовали оба полушария одновременно.
Долгое время умы ученых тревожила еще одна проблема: кто дольше живет –
леворукие или праворукие? Сначала считалось, что левши испытывают
большие проблемы с пространственным ориентированием, а потому чаще
погибают в результате несчастных случаев. Однако впоследствии
исследователи опровергли мнение о том, что левши умирают преждевременно
чаще, чем правши.
Так что не стоит слишком уж много времени уделять проблеме: левша вы
или правша. В любом случае, и те и другие являются обыкновенными
людьми, пожалуй, только с небольшими отличиями.
Обезьяны - визуалы
Ученые Национального института умственного здоровья в Мэриленде
(США) с помощью томографии изучали процессы, происходящие в мозгу у
макак резусов. Когда обезьяны слышали звуковые сигналы, сообщающие о
пище или хищнике, томограф регистрировал увеличение активности в
участках коры, обрабатывающих зрительные образы. Другие звуки не
вызывали такой реакции. Итак, есть веские основания полагать, что,
услышав «слово» своего языка, обезьяны зримо представляют себе то, что
им обозначается!
Искусственный глаз вернет зрение слепым
Профессор Жислен Даньели (Gislin Dagnelie) из Университета Джона
Хопкинса в Балтиморе продемонстрировал общественности «искусственный
глаз» — прибор, с помощью которого даже безнадежно слепому человеку
можно вернуть зрение, сообщает BBC News.
«Бионический» глаз имеет ширину 3 мм. Человек с таким имплантатом
должен носить специальные очки с видеокамерой. Световой сигнал проходит
через камеру и передается на небольшой беспроводной компьютер, где он
обрабатывается и поступает на электронный светодиодный экран очков, а
затем в виде инфракрасного изображения отражается на чип. Чип, подобно
живым клеткам сетчатки, превращает световой сигнал в электрический и
передает его в зрительный нерв.
Каждый микроэлектрод отвечает за формирование одного «пикселя».
Соответственно, чем больше таких раздражителей, тем более четкой
получается «картинка». Продемонстрированный профессором Даньели
прототип работает пока с небольшим количеством электродов, однако
готовый образец сможет выдавать уже от 50 до 100 пикселей. Не густо,
особенно если сравнивать с мультимегапиксельными цифровыми камерами
современных мобильных телефонов, но, как утверждает Даньели,
достаточно, чтобы существенно облегчить жизнь человеку, вынужденному
передвигаться ощупью. По его словам, прибор будет достаточно
чувствительным, чтобы бывший слепой смог найти дверь или спокойно
пройти через комнату, заставленную мебелью.
По мнению господина Даньели, разработанный им прибор может оказаться
особенно полезным для людей с макулярной дегенерацией сетчатки — самой
частой причиной слепоты. Макула — центральный участок сетчатки —
отвечает за центральное зрение (включая возможность различать мелкие
детали и воспринимать цвета).
В настоящее время в мире насчитывается 1,5 млн невидящих людей, чья
слепота вызвана пигментозным ретинитом, и еще 700 тыс. человек из
западных стран ежегодно заболевают макулярной дегенерацией. Обе эти
болезни вызваны разрушением сетчатки — у больных умирают
светочувствительные клетки — палочки и колбочки, превращающие световые
лучи в нервные импульсы, но остаются неповрежденными пути, проводящие
нервный сигнал.
Однако дегенерация макулы приводит к постепенной, но необратимой потере зрения.
Острота зрения 20/20 считается нормой, а 20/400 — полная слепота. Врачу
Даниэлю Паланкеру, занимающемуся разработкой бионического глаза, и его
команде удалось достичь значения 20/80. «При зрении 20/80 вы можете
различать крупные предметы и вести независимый образ жизни, — говорит
Паланкер. — Это огромный шаг вперед»..
Ожидается, что в течение ближайшего года Даньели сможет приступить к испытаниям своего устройства на людях.
Однако прежде чем устройство можно будет опробовать на людях без ущерба
для их здоровья, Паланкеру и его команде предстоит тщательно
протестировать имплантанты большего размера на животных, более крупных,
чем крысы.
Термины:
Визуальный (от лат. visualis зрительный) - видимый, наблюдаемый простым глазом.
Память и фантазия являются визуальными, если они воспроизводят то, что доступно зрению.
Зрение (visio, visus) — физиологический процесс восприятия,
осуществляемый сложной системой различных взаимосвязанных структур —
зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела
(сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела,
объединяющего подкорковые и стволовые центры мозга, а также зрительную
область коры полушарий большого мозга.
Источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или
отражаемый от предметов внешнего мира. Человеческий глаз воспринимает
световые волны лишь определенной длины — приблизительно от 380 до 770
нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через
оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и
попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные
клетки — фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на
фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных
пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в
свою очередь, — возникновение нервных импульсов, которые передаются в
следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным
нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в
латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в
корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного
мозга, где происходит формирование зрительного образа.
Образ, в психологии — субъективная картина мира, включающая самого
субъекта, других людей, пространственное окружение и временную
последовательность событий.
Ясновидение - получение знаний в виде визуальных (зрительных)
образов о неких событиях без использования известных органов чувств
(зрительного анализатора) или логических суждений.
Ясновидение (франц. clairvoyance ясное видение) - обладание
информацией, возможно никому более не известной, полученной необычным
путем восприятия или размышления; является, т. о., формой
экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). В спиритизме термин «ясновидение»
также используется для обозначения зрительного или слухового контакта с
духами умерших, которые, как предполагается, окружают живых.
МАЛАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего
мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях
разума.
В советский период начиная с 20-х гг., ученик В.М. Бехтерева Л.Л.
Васильев проводил исследования в области телепатии и ясновидения. В
1965 г. впервые организована секция биоинформации при Московском
правлении Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им.
А.С. Попова.
Предвидение (проскопия) — частный случай ясновидения, относящийся к предсказанию будущих событий.
Парадиагностика — постановка основанного на ясновидении диагноза без
контакта с больным. Все эти формы чувствительности часто объединяются
понятием «экстрасенсорное восприятие».
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Ясновидение, в мистических представлениях сверхъестественная
способность предугадывать будущее, распознавать явления, недоступные
восприятию обычных людей.
ДАЛЬ “ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА”
Видеть что, познавать чувством зрения, глядеть распознавая, ощущать глазом, зреть, усматривать.
Видение ср. зрение, способность видеть; чувство; || глаза, очи. ||
Ощущение чувством зрения, как слышание, вкушение, обоняние, осязание.
Привиденье, явление, грезы во сне и на яву, образы неплотские,
зримые духом: мара, морока Не верою, а виденьем. Даст Бог счастье, и
слепому видение дарует.
Ясновиденье, состоянье ясновидца, ясновидящего, чувственное
распознаванье, в магнитическом сне, неведомого и недостижимого чувствам
человека, в обычном их состоянии.
Провидеть что, предвидеть, видеть и знать наперед, по соображенью,
по догадкам, или видеть в духе, в ясновидении, или силою высшею,
всеведеньем; прозревать, проразумевать, проникать в сокрытое, тайное,
будущее.
Ясновидение будущего противоположно памяти былого.
Восторг, состояние восторженного, в знач. нравственном; благое
исступление, восхищение, забытие самого себя, временное отрешение духа
от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его,
восходящее иногда до ясновидения. || Чрезмерная радость, удовольствие.
Восторженность состояние восторженного, человека мысленно
отрешившегося от мира, возвысившегося духовно до самозабвения;
состояние магнетического ясновидения, без всякий сознательности, одна
из высших степеней духовного проявления во плоти.
СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Созерцание — прежде всего это непосредственное, зрительное
восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или
вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все
вещественное и имеющее смысл.
Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.
В философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу:
1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также Эйдетика);
2) созерцание как восприятие вообще;
3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.
В другой группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз
непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных
значений, идей, ценностей, действительных вещей:
а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера;
б) созерцание в духе Платона, т.е. внутренний процесс непосредственного образования идей;
в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле;
г) созерцание как восприятие абсолютного, Бога - интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма.
Созерцания формы — в кантовском смысле пространство и время, в
которых упорядочиваются ощущения; они суть данные рассудка, готовые
формы чувственного созерцания, a priori, независимые от опыта, а скорее
лишь создающие для него возможность.
В широком смысле слова формы созерцания суть категории.
Созерцание сущности, созерцание идеи, значения — духовный акт, с
помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или
непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей
вещи. Платон говорил о душе, которая еще до своего переселения в тело
непосредственно созерцала идеи. Непосредственное постижение сущего
проповедовали также неоплатонизм, мистика, нем. идеализм (см. также
Интуиция).
БРОКГАУЗА И ЕФРОНА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Оракул (лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью
которых человек старался вступать в непосредственное общение с
божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались
вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею
частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями
полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории:
предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или
в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. — дельфийском — одуряющие
пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние
ясновидения
Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному
источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость
божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т.п.),
вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где.
покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем
случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему
действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после
трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был
заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.
Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и
в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех
исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась
несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный
авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры.
Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение
политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных
начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков
сознания национального единства и осуществлению общегреческих
предприятий.
В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и
независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они
влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно
были закрыты.
Мистика, мистицизм — Кроме явного богослужения у греков, как и у
других народов, существовали сокровенные обряды и поучения. Все сюда
относившееся называлось ta mustica. В переносном словоупотреблении М.
означает:
1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека
с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства,
времени и физической причинности; это есть М. реальная или опытная,
которая разделяется на:
а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и
предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном
кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания,
оракулов, также астрология, и
b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных
средств и условий, производить различные явления, как то: действовать
на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним
властным внушением, создавать пластические формы или материализировать
духовные сущности и дематериализировать телесные и т.п.; сюда относятся
так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия,
некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец,
вся область медиумических или спиритических явлений.
С христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах)
разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического
взаимодействия, на М. божественную, естественную и демоническую.
2) В другом смысле М. называется особый род религиозно-философской
познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины —
опыта, чистого мышления, предания и авторитета — всегда допускалась
большинством религиозных и метафизических умов возможность
непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным
предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение
признается единственным или по крайней мере самым верным и достойным
способом познания и осуществления истины, а все другие способы более
или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то
возникает известное исключительное направление мысли, называемое
мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления,
внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как
существенная основа истинного познания, то являются учения, которые,
смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента,
обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или
теософия.
Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии —
Упанишады. У других культурных народов древнего Востока также были
тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за
исключением книги китайца Лаоцзы.
В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный
первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие
особенно у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее
место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в
египетско-эллинском умозрении так наз. герметических книг, а еще более
у новоплатоников и гностиков.
Новоплатоничесюя влияния на почве христианского богословия
обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую
систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и
получивших большое значение с VI в. Ранее началось развитие особого
типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии — Макарий
егип. (IV в.), Исаак Сирин (VI в.). Впоследствии, сосредоточившись в
афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с
особым психо-физическим методом для произведения экстатических
состояний (так назыв. “умное делание”), переходя таким образом из
умозрительной в опытную или реальную М. Писания, посвященные этому
предмету, были соединяемы впоследствии в особые сборники, получившие
название Добротолюбие (jilocalia).
Теософические идеи, связанные с “умным деланием”, были в XIV в.
предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец,
объявлены согласными с православием.
На Западе, вполне пpaвoвеpным было мистическое богословие
Викторинцев и Бонавентуры, а в новые времена — св. Терезы.
Отличительные черты правоверия в этой области состоят:
1) в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом,
2) в представлении самого соединения как процесса постепенного, при чем
обыкновенно различаются три главные степени, называемые М.
очистительной (purgativa), М. просветительной или озарительной
(ilinminativa) и М. соединительной в тесном смысле (unitiva), — и,
наконец,
3) отличительная черта правоверного мистического богословия есть тот
принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм
благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших
заповедей.
В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков
унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все
чисто, духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо
все испытать. В этом смысле развилось с ХIII в. движение так назыв.
братьев свободного духа или спиритуалов.
Вне христианства развились в Средние века два великих мистических движения — каббализм у евреев и суфизм у персов-мусульман.
С началом возрождения классицизма в Италии, на ряду с другими
учетами древности, воскресла и мистическая философия новоплатоников.
Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс; под
влиянием его (со стороны терминологии), но совершенно независимо по
существу, сложилось гениальное учение Якова Бёма. После Бёма наибольшее
значение принадлежит Сведенборгу, который с оригинальной теософской
системой соединял, как духовидец, и опытную или реальную М. Вообще эти
два главных отдела мистики всегда более или менее связаны между собой,
ибо естественно, что мистические учения ищут себе опоры в мистических
фактах, а занятие последними вызывает для их объяснения те или другие
мистические теории.
|