К сенсационному выводу пришла комиссия российских физиологов,
обследовавшая выпускников школы альтернативного видения. Эксперименты,
проведенные строжайшим образом, заставили ученых, стоящих на сугубо
материалистических позициях, признать: для зрения глаза не обязательны.
Достаточно сказать, что руководила комиссией академик Наталья
Петровна Бехтерева, один из авторитетнейших в мире специалистов по
головному мозгу человека. А обследовались ученики Вячеслава Михайловича
Бронникова, чей метод обучения видеть без глаз вызывал, да и сейчас
вызывает полное неприятие физиологов, медиков и вообще любого
здравомыслящего человека. Лишь немногие из ученых решаются переломить
себя и, не боясь насмешек здравомыслящих коллег, признать очевидное,
хотя оно и невероятно.
Один из таких смельчаков - доктор физико-математических наук,
профессор МГУ Юрий Петрович Пытьев. Несколько лет назад, когда у
Бронникова было всего два ученика, Пытьев по просьбе Вячеслава
Михайловича провел их тестирование. Результаты были ошеломляющие. Юные
феномены не только читали с плотно завязанными глазами любые тексты, не
только отчетливо различали окружающую обстановку, но и могли посылать
свои «глаза» за светонепроницаемую преграду например, за стену,
разделяющую две комнаты, и видеть, что делается там. Я умышленно
заключил здесь слово «глаза» в кавычки: это у ребят было такое
ощущение, что они могут посылать глаза в «свободный полет». Но на
самом-то деле их глаза оставались на месте, а значит, зрительная
информация зиждилась на каком-то другом физическом явлении. Бронников и
просил физика Пытьева попытаться определить, что это за явление. Пытьев
с этой задачей не справился.
- Эксперименты я проводил максимально корректно, - рассказывал мне
Юрий Петрович. - О каких-либо фокусах в духе Эмиля Кио или Девида
Копперфильда и речи быть не может. Факты установлены железно: да, у
человека есть и другие органы приема зрительной информации, помимо
глаз. И можно его научить этими органами пользоваться. Но что это за
органы, на каких принципах они работают - увы, я так и не смог
выяснить. Здесь нужен большой коллектив профессионалов: физиков,
медиков, физиологов. Поэтому я прекратил эту работу, в надежде, что со
временем, поднакопив знаний, другие исследователи раскроют эту загадку.
С тех пор знаний о человеке особенно не прибавилось, но тем не менее
нашлась группа серьезных ученых-физиологов, которая заинтересовалась
этим феноменом. И тому были объективные причины. Школа Бронникова
продолжает работать, из нее выходят все больше людей, обладающих
альтернативным зрением, а среди них и совсем незрячие, научившиеся
читать и видеть окружающую обстановку. Более того, уже и в других
городах России начинают применять методику Бронникова - учат видеть с
закрытыми глазами. И те, кто этим занимается, уверяют - такое умение
доступно любому человеку, надо лишь его научить как это делать. А если
это так, то проблема уже выходит за рамки медицины, приобретает
социальное звучание. Ведь если в обществе появились люди, для которых
нет тайн ни за бетонной стеной, ни за сейфовой броней, ни за плотной
бумагой запечатанного конверта, то это в конце концов неминуемо внесет
коррективы в привычные отношения. Тем более что таких людей становится
все больше, и не исключено, что умение «видеть без глаз» будет
передаваться по наследству, на генном уровне.
Так что у ученых были причины отнестись к этому феномену серьезно.
Физиологи под руководством академика Бехтеревой обследовали семь
подростков от 10 до 17 лет, прошедших обучение альтернативному видению.
Обычное зрение у этих подростков было самое разное: у кого-то
нормальное, а кто-то почти ничего не видел.
Обследование было организовано так, чтобы исключить малейшие
сомнения. При этом никакой чертовщины, вроде перебрасывания глаз через
стенку: ученые ведь собрались серьезные. На испытуемых накладывали
черную маску из непрозрачной материи, полностью закрывающую лицо, и
предлагали прочитать текст из книги, брошюры или разового объявления,
различить буквы и цифры, появляющиеся на экране компьютера. Книги были
самые обычные, и испытуемые должны были читать их как обычно, а не
водить пальцами по странице, как читала в свое время небезызвестная
Роза Кулешова. Наблюдатели сидели в трех метрах от подростков, и
никакой контакт между ними не был возможен. Короче говоря, условия
эксперимента исключали любую подтасовку фактов.
Альтернативное зрение не появляется само, его надо «включить»
усилением воли, что испытуемые и делали по сигналу экспериментаторов. В
этом состоянии они свободно читали любой текст, различали все знаки,
ориентировались в незнакомой комнате. А ученые регистрировали у них
электроэнцефалограмму мозга в обычном состоянии и при чтении с
закрытыми глазами. Оказалось, что при включении альтернативного зрения,
электрическая активность мозга становится более высокочастотной,
особенно в лобных областях, что свидетельствует об активной работе.
По-видимому мозг при этом перестраивается на другой I режим, начинает
использовать свои сверхвозможности.
Итак, авторитетным российским ученым ничего не оставалось, как
признать: альтернативное зрение существует. Причем речь идет не о
феномене, не об уникальных свойствах некоторых личностей, а о методе,
поскольку видению без глаз можно научить. В своей статье,
опубликованной в журнале «Физиология человека», ученые используют
термин «прямое видение» - в обход обычного зрительного пути без
проекции изображения на сетчатку глаза. При этом, вероятно, клетки
мозга напрямую активизируются факторами внешней среды, скажем,
электромагнитными волнами. Но есть и другая гипотеза, изложенная в
статье: «Не настаивая на истинности рабочих построений, с наименьшими
выходами за рамки известного, по-видимому, можно предположить также
сугубо предварительно, что альтернативное зрение осуществляется с
помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть ряд косвенных».
Вот некоторые их этих косвенных доказательств. В процессе развития
зародыша кожа формируется из того же зачатка, что и нервная система.
Те, кто овладевает альтернативным видением, учатся сопоставлять
ощущения кожи с цветом и другими предметов. К тому же в природе уже
существует феномен зрения поверхностью тела — кожей видят некоторые
морские беспозвоночные и бабочки. Исследователи предполагают, что в
процессе обучения альтернативному видению не только проявляются
потенциальные свойства кожи, но и переобучается, проявляя свои
безграничные возможности. Впрочем, выдвинув такую гипотезу, авторы
подчеркнули, что она сугубо предварительная и очень шаткая.
То же самое мне сказала и академик Бехтерева, когда я позвонил ей в
Питер. Вернее, она вообще отказалась говорить больше, чем сказано в
статье.
- Поймите, все это настолько необычно - сказала она, - что у нас
просто нет объяснений. Мы установили факт и описали его. На этом пока
все.
- Наталья Петровна, ответьте на один вопрос. Да, вы описали факт, но
в глубине души вы уверены, что это не феномен, божий дар для избранных,
а просто свойство мозга, присущее всем людям, - одна из тех его могучих
возможностей, о которых мы пока просто не подозревали?
Она помолчала. Потом коротко бросила:
-Да.
|