Мозг отказывается воспринимать навязчивую информацию
Ежедневное путешествие от дома к работе у жителей мегаполисов
сопряжено с бессознательным потреблением рекламы в неимоверных
количествах: рекламные бигборды, стикеры и прочие носители сопровождают
человека с момента, как только он выходит из дому. Однако если судить
по исследованию британской The Guardian, все усилия рекламщиков
напрасны. Обозреватель издания по заданию редакции несколько часов
гулял по центру Лондона в специальных очках. Эти очки были оборудованы
встроенной в дужку камерой и карманным компьютером с
жидкокристаллическим экраном. В течение дня очки снимали все, что
попадало в поле зрения корреспондента. Результат ошеломил: 99%
окружающих нас билбордов, растяжек и наклеек не оказывают никакого
эффекта на сознание.
В отснятом материале хорошо видно, что человек автоматически отводит
взгляд, наталкиваясь на рекламу. Камера записала сотни рекламных
образов, но внимание испытуемого не заострилось более чем на 10 секунд
ни на одном. За 45-минутную прогулку камера засняла 130 рекламных
элементов, продвигающих 80 брендов. За это время испытуемый «смотрел»
на рекламу 29 минут, но не смог вспомнить ни одной марки без колебания.
В итоге с грехом пополам корреспондент воскресил в памяти половину
рекламных образов. То, что ему запомнилось, наблюдалось им в течение 10
секунд, то, что не осталось в памяти, - 5 секунд.
За 90 минут испытуемый был атакован аж 250 рекламными посланиями со
100 различными брендами. В памяти не осталось ничего, кроме рекламы
нового фильма о Гарри Поттере.
Выяснилось, что в течение дня мы подвергаемся воздействию примерно 3500 рекламных посланий. И только три из них запоминаются.
«Какую же роль играет реклама в современном мире? - задается
вопросом английский маркетолог Скамель-Катц. - Раньше маркетологи
верили, что стоит поместить на телеэкраны ролик “Персил”, и на
следующий день все побегут его покупать. Очевидно, что больше это
правило не действует. А ведь мы еще часто сталкиваемся с тем, что люди
говорят: видели чудесный ролик, но, хоть убейте, не можем вспомнить, о
чем он».
Маркетолог жалуется, что рекламный бизнес - это борьба с ветряными
мельницами. По его словам, в последнее время девять из десяти новых
продуктов проваливаются: их никто не покупает. Скамель-Катц считает,
что надо менять систему продвижения продуктов, более углубленно изучать
психологию потребителя.
Российские социологи и маркетологи полагают, что исследование,
проведенное британцами, нельзя без оговорок применить к отечественному
потребителю.
По словам социолога Франца Шереги, первая реклама в Англии появилась
намного раньше, чем у нас. И, возможно, сейчас англичане переживают
товарное насыщение - мозг отказывается воспринимать ненужную
информацию. В России же этого насыщения не произошло: нам еще чуть-чуть
интересно, чего же новенького нам предложат производители. «Есть,
конечно, те, кто практически рекламу не замечает.
Но это меньшая часть. Большинство людей, сидя в вагоне метро или в
автобусе, стоя на остановке, от нечего делать читают рекламные
листовки. Позже они могут думать, что ничего не помнят. Но это не так:
реклама откладывается в подсознании, или в пассивной памяти, и
необходимое знание вдруг приходит в голову в момент покупки», -
рассказал Шереги “Газете”.
Директор по корпоративным финансам и финансовому консалтингу BDO
Unicon Наталья Одинцова объяснила “Газете”, что не стоит автоматически
переносить результаты британского исследования на отечественного
потребителя. По ее словам, реклама на билбордах и растяжках вполне
эффективна, особенно если в ней использованы образы телевизионной
рекламы того же товара.
Однако тревожный звоночек из Британии должен насторожить и
российских рекламщиков: как показала практика, российский обыватель
учится быстро.
Внеклеточные информационные структуры?
Результаты опытов, проведенных канадским ученым Пенфилдом,
доказывают, что человек обладает абсолютной памятью. Это значит, что
она хранит все, что человек когда-то видел, слышал или переживал. В
обычных условиях мы часто многое забываем, и создается впечатление, что
память не хранит полученную информацию. Но при определенных условиях
все забытое может восстанавливаться.
Чтобы доказать гипотезу, Пенфилд воздействовал на определенные
участки коры головного мозга электрическими зарядами. И происходило
чудо. Человек отчетливо, до мельчайших подробностей вспоминал давно
прошедшие эпизоды. Подобный эффект достигался и другим путем. Скажем,
Пенфилд погрузил в глубокое гипнотическое состояние 60-летнего
каменщика. Он попросил его вспомнить детали кирпичной кладки, которую
тот выполнил 40 лет тому назад. Каменщик подробно рассказал обо всех
дефектах каждого уложенного кирпича. Рассказанное проверили, так как
кладка сохранилась, - все совпало.
Отсюда следует вывод: человек обладает информацией, которая в сотни
раз превосходит реальную возможность ее сохранения в клетках головного
мозга.
Следовательно, представление о том, что кора нашего мозга является
хранилищем информации, не соответствует действительности. Это
подтверждается документированными фактами и научными экспериментами. К
примеру, человек может после травмы либо заболевания жить без
значительной части мозга, сохраняя память, способность мыслить.
Очевидно, накопление и хранение информации осуществляется где-то еще,
за его пределами. Таким образом, возникает концепция внеклеточных
информационных структур, утверждающая о существовании внеклеточных
информационных комплексов, сохраняющихся на неопределенное долгое время.
И эта «цивилизация» существует параллельно с нами. Такого мнения
придерживается академик Ю. А. Фомин, крупнейший специалист по
аномальным явлениям, автор многих популярных книг. Как считает Фомин,
часто мы просто не замечаем проявлений параллельного мира, потому что
его образования находятся в иных измерениях и поэтому очень редко
проявляются в воспринимаемом нами трехмерном мире. Но иногда все
многомерные образования проявляются и в нашем мире.
К настоящему времени многие исследователи склоняются к выводу, что
информация является неотъемлемым элементом материи, одной из ее
характеристик. Не существует материи без информации - так же, как и
информации без материи. Тело человека - материально, а его душа -
носитель информации. Но кто может утверждать, что вместе с материальной
исчезает наша духовная сущность?
Может информация умершего человека продолжает существовать? Причем не
обезличенная, а строго индивидуальная. То есть это тот же самый
человек, но в другом состоянии, в ином качестве.
Известный советский психолог-гипнолог В.Л. Райков считает, что во
время сеансов гипноза пациенты способны получать информацию от давно
умерших людей. Однажды студенту, находившемуся под гипнозом, Райков
внушил, что он шахматист Поль Морфи, известный своими незаурядными
способностями и блиставший в начале века. Студент, естественно, о Поле
Морфи не слышал - о нем знают только специалисты - и тем не менее начал
прекрасно играть в шахматы. Причем на уровне мастера, что подтвердил
присутствовавший на сеансе гроссмейстер Михаил Таль. После
гипнотического сеанса у этого студента стали проявляться не только
шахматные способности, но и качества, присущие Полю Морфи. Студент стал
высокомерен, требовал большие гонорары за игру. Морфи этим особенно
отличался.
В следующий раз доктор Райков ввел в состояние гипноза мужчину и
женщину. Она стала актрисой Комиссаржевской, а он - художником Репиным.
Между ними завязалась беседа в стиле XIX века. Разговор велся о
живописи, театре - очень профессионально. Как видно, испытуемые
считывали информацию, присущую Комиссаржевской и Репину.
Многомерный вариант бытия объясняет массу непонятного. Например, то,
где находится информация, накопленная человеком за его жизнь. В коре
головного мозга вся информация не способна уместиться. На этот счет
сделаны специальные расчеты, довольно скрупулезные. Где же хранится
избыток информации?
Человек оценивает дизайн веб-страницы всего за 50 миллисекунд
Для создания первого впечатления от внешнего вида веб-страницы,
человеку достаточно всего 50 миллисекунд. Об этом говорят эксперименты,
проведенные в университете Карлтона (Carletone University) в Канаде.
С такой скоростью срабатывает мозг, получающий изображение. Ранее
считалось, что для оценки дизайна нужно полсекунды. “У веб-дизайнеров
есть около 50 миллисекунд, чтобы произвести хорошее впечатление”, -
написали исследователи в академическом журнале Behaviour &
Information Technology.
Для того, чтобы выяснить этот факт, Гите Линдгаард (Gitte Lingaard)
с коллегами показывала участникам исследования изображения веб-страниц
в течение 50 миллисекунд, а затем просила составить рейтинг качества
дизайна. После этого участнику давали возможность рассмотреть сайты без
ограничения по времени и составить новый рейтинг. Результаты быстрой и
детальной оценки совпали.
“Если посетитель считает, что сайт выглядит хорошо, он будет лучше
относиться к его содержимому. Более того, поскольку людям нравится
считать себя всегда правыми, они будут продолжать посещать сайт и в
будущем, чтобы подтвердить свое первоначальное решение”, - утверждают
исследователи.
У людей врожденное стремление к использованию грамматики?
Ученые Университета Рочестера (США), изучая, почему грамматика
свойственна всем языкам, пришли к выводу что ее использование связано с
характеристикой нашего мозга, сообщает physorg.com.
В ходе исследования использовались глухие люди, изолированные от
общепринятого общения, разговорного и письменного языка в течение всей
их жизни, но все же научившиеся использовать язык жестов.
“Наши исследования наводят на мысль, что определенные
фундаментальные характеристики человеческой языковой системы
присутствуют и в языке жестов, даже если человек не подвергался
лингвистическому влиянию…”, - говорит профессор Элисса Ньюпорт (Elissa
Newport).
“Они (глухие - при. ред.) разработали свой собственный язык с такими же правилами грамматики, как и в любом другом языке”.
Интуитивные бизнес-решения более эффективны
Слишком напряженные размышления над проблемой приводят к тому, что
человек делает неправильный выбор. Сложные решения лучше всего
предоставить бессознательной части разума, утверждает психолог из
Университета Амстердама Ап Дейкстерхюс.
Большинство из нас преспокойно покупает новый набор полотенец, не
задумываясь об этом слишком, однако, планируя покупку дома или машины,
мы погружаемся в серьезные размышления. Дейкстерхюс утверждает, что в
области принятия решений мы делаем все неправильно.
Он попросил добровольцев выбрать лучшую, на их взгляд, машину из
четырех представленных на основе четырех критериев, в том числе
потребления топлива и достаточного места для ног пассажира. Им было
дано 4 минуты на обдумывание своего решения, и большинство людей
выбрали машину с наибольшим количеством плюсов. Для следующей группы
испытуемых он усложнил условия, представив 12 критериев для анализа
вместо четырех. Теперь они смогли выбрать лучшую машину только в 25%
случаев. Этот результат не лучше, чем при случайном выборе,
подчеркивает The Guardian, статью которой публикует InoPressa.
Однако если исследователи отвлекали испытуемых после того, как им
показывали машины (перед тем как сделать выбор, они должны были решить
головоломки), то больше половины выбирали лучшую машину.
“Рациональное мышление помогает сделать наилучший выбор в простых
случаях, в то время как бессознательное решение эффективнее в случаях
более сложного выбора”, – сообщает Дейкстерхюс о результатах своего
исследования, опубликованных в журнале Science.
Проблема сознательного обдумывания заключается в том, что человек
может сфокусироваться только на нескольких вещах одновременно. При
необходимости сложного решения отдельные факторы могут получить
чрезмерную важность. Кроме того, обдумывая одно и то же несколько раз,
мы с большей вероятностью оцениваем одно и то же несколько по-разному,
что создает эффект раздробленности в сознании.
“Участники, которые выбирали лучший постер из пяти после тщательного
обдумывания, проявляли большую неудовлетворенность своим выбором, чем
те, кто принял решение, только один раз взглянув на эти постеры”, –
говорит Дейкстерхюс.
Он добавляет, что бессознательное мышление не связано с ограничением
возможностей: “Было продемонстрировано, что во время бессознательного
осмысления окончательное решение принималось на основе подробной оценки
информации”.
Джонатан Скулер из Университета Британской Колумбии в Ванкувере
сказал в интервью Science, что, хотя новое исследование утверждает, что
излишняя рефлексия может нанести вред в сложных ситуациях, он все же не
готов отказаться от рационального мышления при принятии трудных
решений: “Я думаю, что лучше обдумать все как следует, чем принимать
решение спонтанно”.
Сам Дейкстерхюс говорит, что, когда ему надо принять важное решение,
он вначале собирает все необходимые факты и осмысливает их. “Потом я на
какое-то время обо всем забываю и полагаюсь на свою интуицию”.
Мозговое радио существует?
В недалеком будущем все мы можем стать полиглотами и телепатами.
Американские нейрофизиологи обрадовали человечество очередной
сенсационной новостью: теперь они знают механизм так называемой
телепатии – чтения мыслей и могут обучить этой методике каждого
желающего.
Используя ультразвуковые сканеры мозга, ученые обнаружили: людям
свойственно извлекать со дна памяти воспоминания, подсознательно
воспроизводя при этом ассоциируемые с ними действия. Таким образом,
ученым удалось создать своеобразную «карту памяти», отражающую связь
между мыслью испытуемого и его непроизвольными движениями. Впоследствии
нейрофизиологи смогли предсказывать, о чем человек подумает, еще до
того, как он сам мог это сказать. «Это и есть феномен телепатии,
который поддается расшифровке, а значит, им можно управлять,
использовать в науке и медицине», – полагает руководитель исследований,
доктор биологии Шон Полин из университета Пенсильвании.
Один из экспериментов проходил так: Шон Полин просил девятерых его
участников вспомнить 90 различных объектов от таких
достопримечательностей, как Тадж-Махал в Индии, и знаменитостей вроде
актера Джима Керри, до обыденных предметов вроде пинцета или обеденной
тарелки. При этом каждому демонстрировались соответствующие
изображения. Одновременно ученые задавали испытуемым связанный с
изображением вопрос, например: «Вам нравится Джим Керри?» или «Вы
пользуетесь пинцетом?» В это время электронные датчики регистрировали
мозговую деятельность обследуемого. На следующем этапе эксперимента
ученые попросили все тех же испытуемых возобновить в памяти как можно
больше из тех 90 объектов, которые им недавно показали.
«Нам почти в буквальном смысле удалось увидеть, как мысли всплывают
на поверхность, – пояснил доктор Полин. – Стало ясно, почему одни
воспоминания труднее уловить, чем другие. Люди обычно ничего не
забывают: информация обо всех без исключения событиях, как «важных»,
так и не очень, надежно записана на «катушки памяти». Однако некоторые
воспоминания «спят» на протяжении длительного времени, а затем, когда
возникает нужная ассоциация, внезапно всплывают. Поняв, как люди
восстанавливают в памяти прошлое, мы надеемся разобраться, где
нарушается этот процесс, например, у больных».
В более отдаленной перспективе, полагают ученые, им удастся обучить
пациентов чтению мыслей без помощи слов. По их мнению, в недалеком
будущем телепатия, как новый уровень развития цивилизации, станет одним
из основных способов общения между людьми.
На графическом изображении среза мозга выделены два участка,
активность которых возрастает, когда человек отрицает, что на руках у
него ‘пятерка треф’.
«Наверняка почти каждый из нас замечал за собой некоторые
телепатические способности, – рассуждает доктор физико-математических
наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института теоретической
и прикладной физики РАЕН Леонид Чернявский. – Скажем, вспомнил о
каком-нибудь знакомом, которого давно не видел, – и вдруг он звонит или
встречается вам на улице. Или подумал о чем-то – и тут же эту самую
мысль «озвучивает» кто-то другой… Что это такое? Совпадения?
Закономерность? Если первое, то почему их так много? А если второе –
как это объяснить?»
Феномен телепатии будоражит умы ученых уже не одно столетие. В 1926
г. президент Ленинградского общества естествоиспытателей, физиолог,
профессор Л.Л. Васильев в своей книге «Таинственные явления
человеческой психики» выделил главу «Существует ли «мозговое радио»?».
В этой главе, кроме случаев так называемой спонтанной телепатии,
описываются попытки зарегистрировать электромагнитные поля вокруг
головы человека. Правда, они не увенчались успехом: в то время не было
высокочувствительной аппаратуры. Сегодня доказано, что такие поля
все-таки есть.
Эксперименты в области телепатии проводились в начале прошлого века
и академиком Владимиром Бехтеревым в Ленинградском институте по
изучению мозга. Похожие опыты проводил инженер Бернард Кажинский.
Результаты, полученные Бехтеревым и Кажинским, подтверждали факт
существования явления передачи мыслей на расстояние. Их исследования
подвигли советское правительство на то, чтобы в 1932 г. поручить
Ленинградскому институту мозга активнее взяться за экспериментальные
исследования в области телепатии. Научное руководство было возложено на
профессора Васильева. После проведения ряда экспериментов он высказался
так: «Приходится признать, что действительно существует некий
физический агент, устанавливающий взаимодействие двух организмов между
собой».
Сегодня по поводу телепатии ученые высказываются осторожно.
Например, академик РАН Наталья Бехтерева (внучка Владимира Бехтерева)
не исключает, что «телепатия может быть одной из сверхвозможностей
человеческого мозга». Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, биофизик
Алексей Смирнов предполагает: «На близких расстояниях можно допустить
существование телепатии, поскольку с процессом мышления связаны
происходящие в мозге биохимические и биофизические процессы. Они могут
сопровождаться электромагнитным и каким-то иным излучением. Обычно
физики, отвергающие телепатию, говорят, что оно очень слабое и на
достаточно больших расстояниях его уровень значительно ниже уровня
шумов, поэтому сигнал нельзя различить. Другое дело, если речь идет не
о простом, а об очень сложном сигнале. Возможно, мозг человека способен
выделять такие сигналы из окружающих шумов».
Таланты можно пересадить вместе с органами?
Человек, перенесший операцию по пересадке жизненно важных органов, может приобрести черты характера, присущие донору.
Такой вывод сделал известный ученый, профессор психологии и медицины
университета штата Аризона Гэри Шварц. Его исследования, опубликованные
на днях в специализированных изданиях, уже вызвали сенсацию в мировой
научной среде, пишет MIGnews.com.ua.
По утверждению профессора Шварца, по меньшей мере у 10% людей,
перенесших операцию по пересадке сердца, легких, почек или печени,
наблюдаются странные изменения в психике. По его мнению, вместе с
органами донора человек приобретает склонности и привычки их бывшего и
естественного обладателя. “Происходит невероятное изменение личности”,
- отмечает профессор.
Установлены случаи, когда пациент по неизвестным причинам после
операции по пересадке внутренних органов полностью менял свои
предпочтения в еде и даже образ жизни. При этом, как оказывалось, эти
черты в поведении были характерны для доноров, от которых были получены
органы. Более того, у прооперированных зачастую проявляются новые
таланты, воспринятые ими от доноров.
“Мои исследования поднимают среди прочего и крупный этический
вопрос, однако я уверен, что люди, ожидающие пересадки органов, должны
быть предупреждены о возможных последствиях изменений их личности, -
говорит профессор Шварц. - Я не хочу пугать людей, моя задача помочь им
понять ситуацию”.
По его мнению, внутренние органы человека имеют свою собственную
биохимическую память и энергетику. Пересаженные в новый организм, они
выделяют в кровь элементы, которые могут привести к изменениям
психосоматических рефлексов, не поддающихся контролю головного мозга.
В конце 1990-х годов профессор Шварц получил широкую известность
после того, как сформулировал собственную теорию существования
человеческого сознания после смерти в особых физических формах, которая
до сих пор вызывает противоречивые отклики и споры в научных кругах.
Свои теории о влиянии пересадки органов Шварц изложит 18-19 марта на
конференции, посвященной биоэнергетике, которая пройдет в Лондоне.
По словам профессора, он собрал более 70 случаев, подтверждающих его
выводы. Так, в одном из примеров, молодой балерине пересадили комплекс
“сердце-легкие”.
До пересадки она вела здоровый образ жизни, однако после выписки из
больницы первое, что она сделала – пошла в ресторан быстрого
обслуживания Kentucky Fried Chicken и объелась наггетсами. Раньше она
бы такого никогда не сделала. Кроме того, у девушки изменился характер,
она стала агрессивной и вспыльчивой. Она решила выяснить, кто был ее
донором и обнаружила, что речь идет о 18-летнем юноше, который погиб в
автокатастрофе на мотоцикле. Его звали Тим, он был очень агрессивным,
вспыльчивым и любил наггетсы. Они даже были найдены на месте гибели.
Другой примечательный случай касается восьмилетней девочки, которой
пересадили сердце другой, 10-летней девочки, ставшей жертвой жестокого
убийства. После пересадки ребенку начали сниться кошмары, в которых ее
убивали. Кошмары были такими сильными, что пришлось обратиться к
психиатру. То, что услышал врач, убедило его в том, что речь идет об
обстоятельствах смерти девочки-донора. Эта информация, переданная
полиции, оказалась настолько точной, что убийца был опознан и пойман.
Помимо профессора Шварца, в конференции примет участие именитый
американский нейрохирург Карл Прибрам, всемирно известный физик Хал
Пухофф, а также физик Константин Коротков из Санкт-Петербурга.
Подпороговые стимулы
Примером может быть исследование психологов Кунста-Вилсона и Зайонца
(Kunst-Wilson W., and Zajonc R.), в котором испытуемым в течение одной
миллисекунды показывали восьмиугольники. При дальнейшем предъявлении
различных фигур испытуемым, в среднем, больше нравились
восьмиугольники, которые ранее были показаны им на мгновение. То есть с
помощью предъявления подпороговых стимулов теоретически можно добиться
того, что сами эти стимулы начинают больше нравиться испытуемым.
Но, во-первых, в эксперименте подпороговые стимулы были изолированы
от других стимулов, и испытуемые сосредоточивали на них все свое
внимание. Испытуемые внимательно смотрели на экран — хотя они не видели
ничего, кроме короткой вспышки света. В отличие от этого в рекламных
клипах подпороговые стимулы накладываются на аудиовизуальное содержание
телевизионного рекламного ролика или фильма, на котором сосредоточено
сознательное внимание аудитории. Если сознательное сосредоточение на
чем-то одном препятствует воздействию одновременно предъявляемых
подпороговых стимулов, то их использование не даст практического
эффекта. Это установили соответствующие эксперименты.
Во-вторых, в исследовании с восьмиугольниками отношение к стимулу
измерялось через несколько минут после его предъявления, поэтому
невозможно сказать, будет ли вызванное чувство достаточно сильным и
продолжительным, чтобы заставить человека захотеть купить рекламируемый
товар.
Психолог Эдвардс в 1990 году обнаружил, что установки по отношению к
китайским иероглифам, сформировавшиеся под влиянием подпороговых
стимулов, не поддавались изменению, когда впоследствии их оспаривали в
своих коротких убеждающих сообщениях специалисты по иероглифическому
искусству. В другом исследовании наблюдалось, что в ходе выполнения
нескольких оценочных заданий испытуемые публично соглашались с
помощником экспериментатора, лицо которого было предварительно показано
им на подпороговом уровне, чаще, чем с помощником экспериментатора,
которого они никогда не «видели».
Еще в одном исследовании в лаборатории демонстрировался фильм с
подпороговыми кадрами. Было обнаружено влияние, распространявшееся не
только на сами подпороговые стимулы. Психологи показали
студентам-добровольцам двухминутный видеофильм. На экране вращались в
вертикальной и горизонтальной плоскостях изображенные в различных
ракурсах красочные виды обставленных мебелью комнат. Зрители не знали о
том, что более чем в 12 местах в фильм вставлены подпороговые кадры,
которые демонстрировались в течение шестнадцатой доли секунды. Это были
либо положительные (персонажи популярных мультфильмов), либо
отрицательные (окровавленные лица, монстры из фильмов ужасов), либо
нейтральные (серые невыразительные фигуры) образы. После показа фильма
производились измерения тревожности. Влияние включенных в фильм образов
на степень тревожности испытуемых не вызывало сомнений. Те, кому были
показаны кровавые образы, сообщали о большей тревожности, чем те, кому
показали нейтральные образы, а те, кому достались веселые образы из
мультфильмов, сообщали о значительно меньшей тревожности, чем даже
контрольная группа.
То, что подпороговые стимулы способны оказывать влияние, показал еще
один эксперимент. В одном исследовании с помощью тахистоскопа пары слов
демонстрировались либо слева, либо справа от фокусной точки испытуемых
в течение очень короткого времени, так что невозможно было определить
значение этих слов. Слова казались мелькавшими темными пятнами, и
испытуемых просили определить, с какой стороны появлялось каждое пятно
— слева или справа. Для некоторых испытуемых в большинстве
сублиминально предъявленных пар одно из слов было синонимом слова
честный — например, «искренний», «справедливый» Для других испытуемых в
большинство пар были включены синонимы слова злобный — например,
«грубый», «враждебный». Испытуемым из третьей группы демонстрировали
нейтральные слова Таким образом, если подпороговые стимулы «доходят» до
испытуемых, то некоторые из них должны были быть подготовлены к тому,
чтобы думать о такой черте, как честность, в то время как другие должны
были быть подготовлены думать о злобности.
И действительно, оказалось, что они к этому подготовлены. Через
несколько минут после окончания сублиминального этапа каждому
испытуемому читали короткий рассказ о том, как молодая женщина по имени
Донна ходила за покупками и вела себя вообще-то довольно честно, но в
нескольких случаях также и злобно. По сравнению с контрольной группой
испытуемые, получившие неосознанную подготовку к честности,
впоследствии описывали Донну как более честную и правдивую. Испытуемые,
получившие неосознанную подготовку к злобности, описывали Донну как
более злобную, грубую и эгоистичную. Действие неосознанной подготовки
распространилось на суждения о стимуле, объективно не связанном с
предъявленными во время подготовки подпороговыми стимулами.
Результаты вышеназванных экспериментов позволяют сделать следующие
выводы. Не изменяя непосредственно поведения, демонстрация подпороговых
стимулов в визуальных средствах массовой информации может как минимум
возбуждать эмоции и влиять на оценки совсем других стимулов. В
перспективе это может активно использоваться, в частности, коммерческой
и политической рекламой. Не стоит сбрасывать со счетов и военный аспект
применения данных технологий.
|