В ноябре 1949 года Эдмунд Вилбурн, молодой англичанин, страдающий
плевритом, был помещен в больницу Крампсолл в Манчестере. Он находился
в критическом состоянии, и надежды на его выздоровление быстро угасали.
Он скончался той же ночью, по крайней мере, так подумали врачи, которые
его лечили.
В действительности же, о чем не подозревал медицинский персонал,
Вилбурн был очень даже жив: хотя его физические функции остановились,
душа попросту покинула мертвое тело.
В таком состоянии он оставался некоторое время. Мирно паря над своим
недвижимым телом, молодой человек наблюдал с возрастающим любопытством,
как сестры готовили его тело к похоронам, заметив, к своему
неудовольствию и удивлению, что его лицо бреют каким-то резаком,
который легко может сойти за орудие убийства; он не знал, что это
обычная практика в больницах. Вилбурн не мог понять, почему оказался в
таком состоянии, но не чувствовал никакого страха.
Согласно врачебному заключению, англичанин оставался в таком
пограничном состоянии между жизнью и смертью несколько часов. Только
когда его тело было помещено в больничный морг, он внезапно обнаружил,
что снова вошел в свою физическую оболочку, и пришел в сознание.
Неудивительно, что санитар в морге упал в обморок, когда ‘мертвец’
Вилбурн поднялся на столе и позвал на помощь. Через несколько недель
англичанин полностью выздоровел и жив по сегодняшний день.
Свидетельство о своей смерти он хранит в рамочке на стене, чтобы всякий
раз, взглянув на него, убедиться, что все это ему не приснилось.
Многим эта история покажется невероятной и неправдоподобной, но нам
придется обвинить Вилбурна во лжи, а лечивших его врачей в
некомпетентности, если мы хотим опровергнуть тот факт, что он в течение
двух часов был мертв.
Воспоминание о своей смерти Эдмунда Вилбурна - не единственный
пример, которым мы располагаем. Похожие пограничные состояния
описываются докторами во : всем мире так часто, что исследователи
аномальных явлений убеждены, что это не сон и не иллюзия. Все это
наталкивает на мысль, что все мы пройдем через это, когда придет наш
час. По мере развития науки, когда медики вооружились современной
техникой и прогрессивными методами, число людей, вернувшихся к жизни,
увеличивается, и некоторые врачи всерьез занимаются этим феноменом.
В 1976 году калифорнийский психиатр Раймонд Моуди опубликовал книгу
под названием “Жизнь после жизни”, которая содержит описание со всеми
поразительными подробностями более 100 случаев, когда люди пребывали
некоторое время в состоянии клинической смерти в результате несчастного
случая или даже на операционном столе.
В результате своего исследования Моуди пришел к выводу, что почти
все прошедшие через клиническую смерть покидали свое тело и вообще в их
свидетельствах много общего, поэтому он предположил, что процесс
умирания одинаков для всех людей. В введении к своей книге он вывел так
называемую модель смерти, включающую 15 наиболее часто упоминающихся
элементов.
По Моуди, все начинается с того, что человек слышит неприятный
жужжащий звук и проносится быстро по Длинному темному туннелю. Патом
человек осознает, что его душа покинула физическое тело, но почти
всегда находилась где-то неподалеку, в нескольких футах над телом.
Перед человеком предстают духи умерших знакомых и родственников, и от
них обычно исходит огромное чувство любви. За этим следует видение
света (описываемого поразному), который кажется высшей духовной
сущностью, призванной быть проводником по прожитой жизни. И перед
человеком возникает панорама, как в ускоренной съемке, перед глазами
проходят сцены из жизни, удачи и несчастья, взлеты и падения. Наконец
они подходят к тому моменту, когда их просят перешагнуть символический
барьер, откуда уже нет возврата. Инстинктивно астральный путешественник
осознает, что он еще не готов к этому и должен вернуться на землю. И
душа человека снова входит в физическую оболочку, правда, часто люди
расстраиваются, что покинули этот мир красоты, любви и счастья.
Моуди заявляет во введении, что нет двух идентичных случаев, так же
как и нет таких свидетельств, которые бы содержали все вышеописанные
элементы. Кроме того, нет ни одного элемента, который бы повторялся во
всех рассказах, хотя обнаруживается закономерность: чем больше люди
находятся в состоянии клинической смерти, тем дальше они заходят в
своем путешествии, и некоторые проходят через все описанные ступени. Те
же, кто просто рассказывает, что вышел из тела, пребывали в состоянии
клинической смерти всего несколько минут.
|