Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала
гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом
появилась на земле смерть?
“Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу Своей
собственной природы” (Прем. 2,23), но “через зависть дьявола смерть
вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие уделу его” (Прем. 2,24).
Первочеловеки Адам в Ева, находившиеся в раю, до грехопадения были
бессмертны. Бог, предостерегая их от вкушния плодов с одного из дерев,
сказал: “Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть”.
Однако запрет был нарушен, и за то, что “открылись глаза у них обоих”,
за то, что Адам и Ева узнали правду о себе и мире, Бог проклял их. Свой
гневный монолог Бог завершил таким обращением к Адаму: “:в поте лица
твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты
взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (Бытие, 3,3-19).
В Псалме 103 читаем: “Сокрываешь лице Твое, они смущаются; возьмешь
от них дух Твой, они умирают и в прах Твой возвращаются; пошлешь дух
Твой, они созидаются, и Ты обновляешь лице земли”.
В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями,
как “тишина”, “молчание”, “страна забвения”, “прах”, “бездна”. “Что
пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить
Тебя?” (Пс. 29,10). “В смерти нет памяти о Тебе; во гробе кто славит
Тебя?” (Пс. 6,6). “Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве умершие
восстанут и будут славить Тебя? Разве во гробе будет возвещена милость
Твоя и верность Твоя в преисподней? Разве познают во мраке чудеса Твои
и правду Твою в земле забвения?” (Пс. 87,11-13). “Не мертвым хвалить
Господа и не нисходящим в страну молчания” (Пс. 113, 25). “Потому что
ад не исповедует Тебя. Смерть не будет хвалить Тебя, нисходящие в
могилу не могут возвещать Твою истину” (Ис. 38, 18).
В этих цитатах очень характерно проявлено ветхозаветное отношение к
смерти. Пророки трактуют ее прежде всего как уничтожение возможности
любого действия - даже во славу Господню. Но все же есть и надежда на
воскресение; о ней говорится в книге Исайи (26,19), в книге Иова
(19,25) и особенно у Иезекииля (37,9-14). Даниил говорит, что “многие
из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие - на
вечное поругание и посрамление” (12,2).
Однако для христиан понятие смерти не исчерпывается чисто физическим
смыслом, возвращением в прах. В православной богословской энциклопедии
архимандрита Никифора (издание 1891 года) читаем: “Смерть бывает
двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело
лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа
лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнею.
Душа также может умереть, но не так, как умирает тело. Тело, когда
умирает, теряет чувства и разрушается; а душа, когда умирает грехом,
лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не
уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть
вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама,
зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника
естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного
грехом и потому смертного, естествен- но происходит зараженное грехом и
потому смертное потомство”.
О смерти как наказании за грехопадение говорится во многих книгах
Священного писания. Подробные рассуждения на эту тему содержатся,
например, в “Послании к римлянам Святого апостола Павла”: “Посему, как
одним человеком грех; вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть
перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до
закона грех был в мире; во грех не вменяется, когда нет закона. Однако
же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно
преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не
как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти,
многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного
Человека, Иисуса Христа, переизбыточествует для многих. И дар не как
суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению;
а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. Ибо если
преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем
более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в
жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением
одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам
оправдание к жизни” (Римл. 5.12-18).
Размышляя об особенностях православного восприятия смерти,
архимандрит Киприан в работе “О молитве за усопших” писал: “Кроме
мучений и власти ада, еще нечто смущает нас в смерти: это
невыясненность той нашей жизни. С моментом телесной смерти для души
перерыва не будет: душа, как жила до последней минутки земной жизни,
так и будет продолжать жить до Страшного Суда… В Православии нет
смерти, ибо смерть лишь узкая межа между жизнью здесь и смертью в
будущем веке, смерть есть лишь временное разлучение души и тела. Нет
смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный
покой и вечная память у Бога и в Боге.
Не мусульманский рай с гуриями перед нашими очами, не тусклая и
нудная нирвана, не противное и скучное перевоплощение,- а тихие райские
обители, немерцающий Свет в невечернем Дне Христова Царства. Вечное
приобщение блаженства, вечная литургия, где херувимскую поют не
человеческие голоса, а лики самих херувимов и серафимов”.
“Юридически” идея бессмертия души впервые была оформлена на
Никейском соборе (325 г.), когда при утверждении символа веры в него
был включен догмат о жизни вечной. Однако в дальнейшем в богословской
среде возникли значительные споры о природе души и ее судьбе после
телесного умирания.
* Католики противопоставляют христианство и буддизм несколько
деликатнее. Так, Г. Честертон в “Ортодоксии” говорит: “Чем выше мы
оценим благородную отрешенность Будды, тем лучше поймем, что она прямо
противоположна спасению мира, делу Христа. Христианин уходит из мира
сего в мироздание, буддист бежит от мироздания еще больше, чем от мира.
Один возвращается к Творцу, сотворению, другой растворяет себя”.
|